О РЕГИОНАЛЬНОМ НАУЧНОМ ЦЕНТРЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ
Региональный научный центр Российской академии образования в Дальневосточном федеральном округе (РНЦ РАО в ДФО, РНЦ РАО, Центр) создан на базе Дальневосточного федерального университета на основе «Соглашения о создании и условиях работы регионального научного центра Российской академии образования в Дальневосточном федеральном округе на базе Дальневосточного федерального университета» между РАО и ДВФУ от 03.06.2016 г. № 06-08/11.
Целью Соглашения является объединение возможностей Сторон по координации и повышению эффективности использования научного, образовательного и инновационного потенциала членов РАО, образовательных и научных организаций Дальневосточного федерального округа для:
- содействия развитию педагогики, психологии и других наук об образовании в Дальневосточном федеральном округе и России в целом;
- достижения качественно нового уровня научных исследований в области педагогики, психологии и других наук об образовании;
- выполнения инновационных разработок;
- подготовки и аттестации кадров высшей квалификации;
- совершенствования образовательного процесса в образовательных учреждениях Дальневосточного федерального округа и России в целом.
Основные направления и формы сотрудничества Сторон:
в области научно-исследовательской деятельности:
- экспертиза, координация и управление научными исследованиями в Дальневосточном федеральном округе по приоритетным направлениям развития педагогики, психологии и других наук об образовании;
- проведение совместных научных исследований, выполнение крупных научных проектов, в том числе с созданием совместных временных научных коллективов;
- взаимное предоставление возможности использовать научное оборудование и иные ресурсы Сторон для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- совместное или распределенное научное руководство аспирантами и консультирование докторантов сотрудниками Сторон;
- проведение совместных научных мероприятий, в том числе конференций молодых ученых, студентов и аспирантов.
в области образовательной деятельности:
- экспертиза, координация и управление работами по созданию и внедрению новых средств и методов обучения, образовательных стандартов, учебных планов и программ;
- обмен учебно-методическими материалами;
- поддержка академической мобильности студентов, включенного и дистанционного обучения;
- совместное использование учебного, учебно-научного оборудования и иных, в том числе уникальных, ресурсов Сторон в режиме непосредственного или дистанционного доступа;
- проведение совместных образовательных курсов и курсов повышения квалификации;
- совместное или распределенное руководство курсовыми, дипломными и магистерскими работами;
- проведение совместных мероприятий с организациями общего и дополнительного образования, со школьниками;
- создание и реализация совместных программ дополнительного образования, использующих ресурсы каждой Стороны;
- содействие расширению сферы научно-исследовательской деятельности школьников.
в области инновационной деятельности:
- работа над совместными инновационными проектами;
- организация инновационных мероприятий, в том числе фестивалей науки, выставок результатов инновационной деятельности и иных форм продвижения и популяризации науки и инноваций.
в области международной деятельности:
- совместное или распределенное участие в международных мероприятиях, связанных с развитием педагогики, психологии и других наук об образовании;
- совместное или распределенное участие в международных научно-образовательных проектах, интернациональных научных исследованиях, работе по грантам.
в области издательской и информационной деятельности:
- сотрудничество в работе над публикациями, научное рецензирование работ специалистов Сторон, участие в редакционных органах научных периодических изданий Партнеров;
- взаимное предоставление издательских услуг и расширение редакционно-издательских возможностей Сторон;
- размещение информационных материалов друг друга на сайтах Сторон в сети Internet.
в других областях:
- взаимные консультации и другие формы взаимодействия РАО и ДВФУ по направлениям данного Соглашения;
- любые иные формы совместной деятельности, которые Стороны сочтут соответствующими целям настоящего Соглашения.
РНЦ РАО создан приказом ректора ДВФУ от 27.06.2017 г. № 12-13-1320 в качестве структурного подразделения университета. Деятельность РНЦ РАО может финансироваться за счет средств бюджетов различных уровней, средств от выполнения целевых заказов, поступлений по договорам (за обучение, выполнение научно-исследовательских работ и т. д.), средств от реализации научных, учебных, методических и других разработок, из научных и общественных фондов, благотворителями и из других источников, предусмотренных законодательством РФ.
Участие в работе РНЦ РАО осуществляется в форме коллективного членства в качестве:
- ассоциированных членов (образовательные или научные организации Дальневосточного федерального округа, подписавшие соответствующие договоры с ДВФУ);
- лабораторий, образованных РНЦ РАО или присоединившихся к работе РНЦ РАО;
- иных организаций на основании договоров с ДВФУ.
РНЦ РАО на договорных основаниях взаимодействует с инновационными площадками РАО, общественными и профессиональными ассоциациями, учреждениями науки, организациями образования, здравоохранения, культуры, производства, государственными и муниципальными органами управления.
Деятельность Центра и его структурных подразделений строится на основе тесного взаимодействии с органами управления образованием субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе и научно-педагогической общественностью.
РНЦ РАО имеет право:
- участвовать на основе представительства в соответствии с Положением о РНЦ РАО в Дальневосточном федеральном округе в работе Общего собрания РАО, в работе Ученого совета ДВФУ;
- совершенствовать свою организационную структуру;
- осуществлять научную и образовательную деятельность, подбор и расстановку кадров, реализовать другие основные виды деятельности в пределах, определяемых Уставом ДВФУ и Положением о РНЦ РАО;
- разрабатывать и реализовать образовательные, образовательно-профессиональные, профессиональные программы и новые технологии обучения;
- осуществлять прямые двусторонние и многосторонние связи с организациями, близкими по профилю деятельности;
- осуществлять международное сотрудничество в области науки и образования.
РНЦ РАО обязан:
- выполнять обязательства, вытекающие из основных направлений и форм сотрудничества Сторон;
- вносить предложения по проблемам и вопросам, предлагаемым РАО, из сферы своей деятельности;
- отчитываться перед ДВФУ и РАО по результатам своей работы в установленные этими организациями сроки.
Деятельность РНЦ РАО в ДФО организуется в соответствии с «Положением о Региональном научном центре Российской академии образования в Дальневосточном федеральном округе». Для выполнения задач, возложенных на РНЦ РАО, Центр может иметь в своем составе как отдельных сотрудников, так и научные лаборатории, временные научно-исследовательские коллективы, аналитические, экспертные, издательские, организационно-координационные отделы, комиссии, советы и иные структуры. К работе могут привлекаться штатные работники и совместители, аспиранты и стажеры, студенты ДВФУ, а также исполнители из других образовательных, научных или иных организаций.
Вся хозяйственная деятельность РНЦ РАО осуществляется в рамках ДВФУ, а все финансовые операции проводятся через уполномоченные структурные подразделения ДВФУ.
Высшим органом Центра является Научный совет, состав которого согласовывается с Президентом РАО и утверждается Ученым советом ДВФУ.
Научный совет:
- определяет основные направления и содержание научной и практико-внедренческой деятельности РНЦ РАО в ДФО;
- обсуждает и оценивает результаты научной деятельности РНЦ РАО в ДФО и пути внедрения их в образовательную практику;
- рассматривает и утверждает планы и отчеты о работе РНЦ РАО в ДФО; готовит предложения по совершенствованию деятельности в области научных исследований и внедрения результатов исследования в практику образования;
- участвует в решении принципиальных вопросов организации деятельности РНЦ РАО в ДФО;
- рассматривает и дает рекомендации для избрания академиков и членов-корреспондентов на вакансии, объявленные Президиумом РАО;
- решает вопросы, связанные с организацией сотрудничества ДВФУ (в лице РНЦ РАО в ДФО) с органами государственного и муниципального управления, образовательными и научными учреждениями;
- вносит предложения по вопросам, связанным с изменением организационной структуры или прекращения деятельности РНЦ РАО в ДФО.
Решения по вопросам, относящимся к компетенции Научного совета, принимаются простым большинством голосов. Заседания Научного совета созываются не реже двух раз в год. Научный совет ежегодно подводит итоги своей деятельности, деятельности РНЦ РАО в ДФО, отчитывается перед Президиумом РАО и ректором ДВФУ. Директор РНЦ РАО в ДФО назначается приказом ректора ДВФУ по согласованию с Президентом РАО.
Директор РНЦ РАО в ДФО:
- организует и направляет работу РНЦ РАО в ДФО, осуществляет непосредственное и оперативное руководство деятельностью РНЦ РАО в ДФО;
- возглавляет работу Научного совета РНЦ РАО в ДФО;
- представляет РНЦ РАО в ДФО в отношениях с заинтересованными сторонами;
- подписывает документы РНЦ РАО в ДФО;
- дает указания и поручения, обязательные для исполнения всеми сотрудниками РНЦ РАО в ДФО;
- несет персональную ответственность за результаты работы возглавляемого им РНЦ РАО в ДФО и ежегодно отчитывается перед Президиумом РАО и ректором ДВФУ.
В настоящее время дирекцией Центра сформирован тематический план научных исследований на 2017-2020 годы. План сформирован на основе информации, представленной заинтересованными Школами ДВФУ, вузами Дальневосточного федерального округа, Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ). В План включены следующие темы (в разрезе университетов):
Дальневосточный федеральный университет:
1) Человекоразмерное образование России в 21 веке (научный руководитель Невзоров Михаил Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, Школа педагогики ДВФУ);
2) Роль и значение религиозных и культурно-цивилизационных факторов в процессе модернизации системы образования в странах АТР (научный руководитель Пишун Сергей Викторович, доктор философских наук, профессор, директор Школы педагогики ДВФУ);
3) Методологические основания педагогической науки и педагогического исследования (научный руководитель Коршунова Наталья Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Школа педагогики ДВФУ);
4) Стратегическое развитие гуманитарного образования (научный руководитель Бубновская Олеся Владимировна. к.псх.н., доцент кафедры психологии, Школа гуманитарных наук ДВФУ);
5) Педагогическое моделирование и прогнозирование на основе вычислительных методов (научный руководитель Ким Владимир Сергеевич кандидат физико-математических наук, доцент, Школа педагогики ДВФУ);
6) Психология аутомортальной тревожности в онтогенезе (научный руководитель Гаврилова Татьяна Александровна, к.псх.н., доцент, заведующая кафедрой психологии образования, ДВФУ);
7) Сравнительное исследования индивидуализации образования в подготовке педагогов России и Китая (научный руководитель Боровкова Тамара Ивановна, к.п.н., доцент, Школа педагогики ДВФУ);
8) Психология интегральной личности (научный руководитель Корнеенков Сергей Семенович, к.псх.н., доцент кафедры психологии, Школа гуманитарных наук ДВФ);
9) Университетский комплекс как система формирования творческих компетенций субъектов образования в интересах экономики развития (научный руководитель Фаткулин Анвир Амрулович, д.т.н., профессор, директор ДВ РУМЦ);
10) Научно-методическое обеспечение формирования и функционирования региональной системы государственно-общественного управления образованием, интегрированной в сеть федеральных учебно-методических объединений и их региональных отделений (научный руководитель Фаткулин Анвир Амрулович, д.т.н., профессор, директор ДВ РУМЦ);
11) Психологическая эрратология в профессионально-педагогической деятельности (научный руководитель Батурина Оксана Сергеевна, к.псх.н, доцент кафедры психологии, Школа гуманитарных наук ДВФУ);
12) Психология духовности (научный руководитель Белоус Елена Ивановна, к.псх.н., доцент кафедры психологии, Школа гуманитарных наук ДВФУ);
13) Социологический анализ проблемы «Новые беспризорные» Дальнего Востока (научный руководитель Ильченко Оксана Юрьевна, к.с.н., доцент кафедры социальных наук, Школа гуманитарных наук ДВФУ);
14) Целенаправленная адаптация и интеграция детей мигрантов в принимающий социум (научный руководитель Лобода Оксана Юрьевна, к.с.н., доцент кафедры психологии, Школа гуманитарных наук ДВФУ);
15) Биологически обратная связь в подготовке кадров (научный руководитель Тумялис Алексей Вячеславович, к.б.н., научный сотрудник кафедры психологии Школы гуманитарных наук, ДВФУ);
16) Добровольная сертификация профессиональных квалификаций в подготовке участников кадрового резерва (научный руководитель Якимова Зоя Владимировна, к.псх.н., доцент кафедры психологии, Школа гуманитарных наук ДВФУ);
17) Философия религиозного образования (научный руководитель Леонидова Виталина Владимировна, к.ф.н., доцент, начальник научно-организационного отдела Школы гуманитарных наук ДВФУ);
Дальневосточный государственный университет путей сообщения:
18) Исследования психофизиологической диагностики работников в транспортной отрасли (научные руководители: Сокольская Марина Вячеславовна, д.псх.наук, профессор, Левкова Елена Анатольевна, д.мед.н., профессор);
Сахалинский государственный университет:
19) Скрининговый анализ состояния психофизического развития детей на этапе дошкольного онтогенеза в Сахалинской области (научный руководитель Еромасова Александра Анатольевна, д.ф.н., профессор, директор Института психологии и педагогики СахГУ);
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема:
20) Исследование психолого-педагогических условий, необходимых для субъектного формирования индивидуальных образовательных стратегий студентов вуза (научный руководитель Фишман Борис Ентильевич, д. п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ПГУ);
21) Связь индивидуальных образовательных стратегий студентов вуза с риском развития у них эмоционального выгорания (научные руководители: Фишман Борис Ентильевич, д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ПГУ, Кузьмина Богдана Сергеевна, к.т.н., доцент кафедры информационных систем, математики и методик обучения ПГУ);
22) Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования (научный руководитель Шаповалова Ольга Евгеньевна, д.псх.н., профессор, профессор кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии ПГУ);
23) Генезис воспитательного потенциала российского движения школьников (научный руководитель Григорова Владилена Константиновна, к.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ПГУ);
24) Ресурсный подход к развитию и сохранению психологического здоровья студентов в образовательном пространстве вуза (научный руководитель Левкова Татьяна Валериевна, к.п.н., доцент, доцент кафедры психологии ПГУ);
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова:
25) Образование и воспитание в полиэтническом регионе;
26) Многоязычие как лингвопедагогическая проблема;
27) Социализация и воспитание в полиэтническом регионе;
28) Психология и педагогика межкультурной коммуникации;
29) Интегративная система дополнительного профессионального образования в интересах устойчивого развития Северо- Востока России;
30) Дополнительное профессиональное образование в условиях современных трансформаций и их влияние на качество жизни педагогов (сравнительный аспект: на примере Республики Саха (Якутия), Республики Казахстан);
31) Электронное обучение как когнитивная технология в профессиональном развитии педагога;
32) Исследование сформированности профессиональных компетенций по применению, анализу, оценке современных учебников и конструированию обучающего материала у студентов педагогических направлений.
Без сомнения, это далеко не полный перечень тем исследований, которые ведутся в Дальневосточном регионе в сфере педагогики, методологии, философии, социологии, психологии, экономики и других наук об образовании. По мере развития деятельности РНЦ РАО в ДФО тематический план будет дополняться на основании новой информации от вузов и партнеров.
Источниками финансирования научных исследований могут являться:
- средства РАО, выделенные для проведения научных исследований, включенных в План важнейших исследований РАО;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
- Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО);
- другие федеральные целевые программы;
- Российский фонд фундаментальных исследований (в части гуманитарных исследований);
- отечественные и зарубежные гранты;
- привлеченные средства от предприятий и организаций (хоздоговорные работы);
- собственные средства организаций;
- другие источники.
Партнерами РНЦ РАО в ДВФО выступают:
- Российская академия образования (как головная организация РНЦ);
- региональные научные центры РАО в других регионах России;
- Российская академия наук (в части исследований, связанных со сферой образования, подготовки кадров высшей квалификации, интеграции образования и науки), в том числе институты ДВО РАН;
- Федеральный институт развития образования;
- Институты и центры развития образования в России, в том числе созданные на базе ведущих вузов страны (МГУ им. Ломоносова, Высшая школа экономики и др.);
- российские и зарубежные вузы;
- Институты развития инноваций в РФ (Фонд Сколково, РВК, Роснано и др. – в части развития образования);
- объединения работодателей;
- государственно-общественные и общественные организации в сфере образования (Координационные советы по областям образования, федеральные УМО, региональные учебно-методические центры, общественные палаты, общественные советы, ассоциации, союзы и др.);
- Министерство РФ по развитию Дальнего Востока;
- Агентство по развитию человеческого капитала (АРЧК) на Дальнем Востоке;
- территориальные органы управления образованием.
РНЦ РАО в ДФО организует взаимодействие с профильными СМИ, в число которых входят:
- Вестник образования;
- Вузовские вести;
- Педагогический вестник;
- Высшее образование в России;
- Высшее образование в Европе;
- Высшее образование сегодня;
- Поиск;
- Профессиональное образование;
- Университетское управление;
- Экономика и образование сегодня;
- Педагог;
- Педагогическая наука и образование в России и за рубежом;
- Педагогические и информационные технологии в образовании;
- Право и образование;
- Гуманитарное образование на Дальнем Востоке;
- Образование. Лингвистика. Коммуникация & Технологии;
- и другие.
РНЦ РАО в ДФО формирует региональную информационно-коммуникационную сеть, взаимодействуя с Дальневосточным региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования (ДВ РУМЦ), Советом ректоров вузов Дальневосточного федерального округа, Советом директоров учреждений СПО Дальневосточного федерального округа, территориальными органами управления образованием, партнерами РНЦ РАО в субъектах ДВФО, с вузами, профильными кафедрами, образовательными центрами и др.
Информация о РНЦ РАО в Дальневосточном федеральном округе представлена на сайте РАО по ссылке http://rusacademedu.ru/dalnevostochnyj-federalnyj-okrug.
27 июня 2017 года состоялось совещание руководителей региональных научных центров РАО и научных центров РАО (НЦ РАО). На совещании присутствовали представители РНЦ и НЦ РАО всех федеральных округов Российской Федерации. На повестке дня совещания стояли вопросы содержательной и организационной работы научных центров, проблемы координации региональными научными центрами РАО.
Вице-президент РАО академик РАО Владимир Валентинович Лаптев обозначил важные задачи, требующие решения в работе Центров:
- «осуществление прикладных научных исследований по основным проблемам развития системы образования регионов;
- сетевые формы организации и осуществления научных исследований;
- реализация результатов научных исследований РАО и РНЦ и НЦ РАО в практике систем образования регионов;
- распространение накопленного опыта и наиболее значимых результатов;
- выстраивание совместной работы РНЦ РАО (и НЦ РАО по возможности) со всеми отделениями РАО по основным направлениям деятельности;
- участие в координации научных исследований в сфере педагогики, психологии и других наук об образовании, проводимых Центрами и научными и образовательными организациями в регионе, максимально используя возможности информационной сети «Интернет», сайтов Центров и РАО;
- и другие».