27-28 июля 2018 года в Дальневосточном федеральном университете состоялась работа Первого Международного дальневосточного морского салона. В подготовке и проведении мероприятия приняло участие более 1000 человек из России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В выездных мероприятиях Салона, его деловой и культурной программах были задействованы представители 21 страны. Пленарное заседание открыл врио губернатора Приморского края А.В. Тарасенко. В рамках пленарного заседания перед участниками выступили заместитель председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисов, заместитель Министра промышленности и торговли О.Н. Рязанцев, командующий Тихоокеанским флотом ВМФ России С.И. Авакянц, и.о. вице-президента по гражданскому судостроению АО «Объединённая судостроительная корпорация» И.В. Шакало, вице-президент по энергетике, локализации и инновациям ПАО «НК «Роснефть» А.Н. Шишкин. Подчеркивая важнейшую роль и перспективы водного транспорта в эпоху цифровизации и новых технологий, выступающие неоднократно отмечали и важность полноценного кадрового обеспечения морской отрасли на Дальнем Востоке.

Кадровому вопросу была посвящена работа специальной сессии «Судостроитель. Кадровое обеспечение отрасли». Модератором сессии выступил ректор Морского государственного университета имени адм. Г.И. Невельского С.А. Огай. Участниками дискуссии стали руководитель Федерального кадрового центра ОПК В.Г. Пальмов, директор HeadHunter Дальний Восток К. Аверина, заместитель генерального директора по кадровой политике АО «Восточная верфь» Е.В. Вохмина, заместитель генерального директора по управлению персоналом ПАО «Амурский судостроительный завод» С.А. Максимов, проректор по международной деятельности МГУ имени адм. Г.И. Невельского Ю.Г. Журавель, участники сессии. В рамках дискуссии участники сошлись во мнении, что интерес у работодателей к привлечению персонала возрастает, отмечается трехкратное увеличение вакансий, тогда как предложения значительно отстают. При этом было отмечено, что кандидатов на замещение вакансий важно находить в самом регионе, в меньшей степени рассчитывать на привлечение из-за пределов региона (хотя этот механизм также, по возможности, нужно использовать). Решающим здесь выступает вопрос удержания персонала. Хорошей практикой подготовки кадров являются совместная деятельность вуза и профильных учреждений СПО, организация базовых кафедр на предприятиях, повышение квалификации сотрудников предприятий в федеральных кадровых центрах ОПК, развитие личных кабинетов образовательных организаций на сайтах предприятий, заключение договоров со студентами на старших курсах обучения, развитие целевой подготовки и др. Была отмечена также и необходимость повышения эффективности профориентационной работы. Поступившие предложения положены в основу решения сессии «Судостроитель. Кадровое обеспечение отрасли». По линии ДВ РУМЦ внесены следующие предложения:

1. Для системной и последовательной подготовки кадров для судостроительной отрасли в вузах Дальневосточного федерального округа поручить Агентству по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке совместно с профильными предприятиями подготовить прогноз кадровых потребностей отрасли в разрезе специальностей, уровня подготовки и количества специалистов по годам на период до 2025 года.

2. Рекомендовать вузам ДВФО, осуществляющим подготовку кадров для судостроительной отрасли Дальнего Востока, провести аудит и корректировку реализуемых образовательных программ в соответствии с данным прогнозом, при необходимости открыть новые образовательные программы, в том числе по технологии судостроения и судовому приборостроению. Провести работу совместно с предприятиями отрасли и органами власти по увеличению контрольных цифр набора на профильные образовательные программы.

3. В рамках комплексной работы по повышению качества подготовки кадров для судостроительной отрасли особое внимание обратить на сопряжение профессиональных и образовательных стандартов, а также на практическую подготовку студентов и повышение квалификации преподавателей инженерных дисциплин, в том числе через новые общероссийские механизмы (проект «Профстажировки», Федеральные кадровые центры ОПК и др.).

4. Ввести в практику работы Советов ректоров вузов ДВФО, Советов директоров учреждений СПО совместно с организациями работодателей и территориальными органами управления образованием ежегодный мониторинг кадрового обеспечения судостроительной отрасли Дальнего Востока. Результаты мониторинга использовать в планировании совместной деятельности по кадровому обеспечению судостроительной отрасли на очередной год.

5. Отразить мероприятия по кадровому обеспечению судостроительной отрасли на Дальнем Востоке в дорожных картах субъектов ДВФО по развитию трудовых ресурсов и образовательных систем.

6. Для обмена опытом по эффективной практике кадрового обеспечения ведущих предприятий судостроительной отрасли шире привлекать коммуникационные и информационные ресурсы государственно-общественных и общественных объединений работодателей и образовательных организаций в регионе (региональные отделения РСПП, Союза машиностроителей, Ассоциации инженерного образования России, Дальневосточный региональный учебно-методический центр и др.).

Вопросы подготовки кадров обсуждались также в рамках конференции Маринет НТИ, состоявшей во второй день работы Морского салона. С докладом «Подготовка моряков к работе в Арктике и субарктических морях» выступил ректор МГУ имени адм. Г.И. Невельского С.А. Огай, с докладом «Плавательная практика как средство мотивации курсантов к профессиональной деятельности» выступил и.о ректора Дальрыбвтуза Н.К. Зорченко, с докладом «Цифровизация в морской отрасли и морском образовании» выступил директор департамента информатизации МГУ имени адм. Г.И. Невельского В.А. Хованец.