Совершенствование инженерных образовательных программ на основе дуального обучения: конференция-семинар в Таррагоне
28-31 января 2019 года в Испании на базе университета Ровира и Вирхилия (г. Таррагона) прошла работа конференции-семинара участников проекта Европейского союза ЕРАЗМУС+ «Совершенствование инженерных образовательных программ на основе дуального обучения» (TEEDE). Проект реализуется с 2017 года. В проекте принимают участие 15 университетов из 9 стран и Ассоциация инженерного образования России (АИОР). Координатором проекта выступает Университет Ровира и Вирхилия. С российской стороны участниками проекта являются Томский политехнический университет, Дальневосточный федеральный университет, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Омский государственный технический университет, а также АИОР.
В рамках программы конференции-семинара руководитель проекта, профессор университета Ровира и Вирхилия Laureano Jiménez Esteller обобщил основные результаты, достигнутые по проекту за 2017 и 2018 гг., определил новые задачи на 2019 год. Представители вузов России, Китая, Индии и Камбоджи более подробно изложили результаты проекта в разрезе своих вузов и стран. Отдельная сессия была посвящена финансовым вопросам проекта, где приняли участие аудиторы ЕС. Участники конференции-семинара посетили 4 вуза в испанских городах Таррагона и Лльеда, где ознакомились с организацией дуального образования и материально-технической базой учебных заведений.
От Дальневосточного федерального университета в работе конференции-семинара приняли участие: соруководитель проекта, заведующий кафедрой Строительных конструкций и материалов Инженерной школы ДВФУ, профессор В.Г. Цуприк, заведующий кафедрой Судостроения и судоремонта, доцент М.В. Китаев, директор ДВ РУМЦ, профессор А.А. Фаткулин, помощник заместителя директора Инженерной школы по учебной работе Т.И. Баранова. Результаты проекта от ДВФУ участникам конференции представил доцент М.В. Китаев. В частности, он поделился новым опытом реализации магистерских программ в области кораблестроения и океанотехники. Особенностью реализации данных программ в парадигме дуального обучения является перенос и концентрация всех практик и научно-исследовательской работы, предусмотренных планом, на второй год реализации программы. Это позволяет выделить продолжительное время (до 6 месяцев) для нахождения обучающихся на реальных предприятиях, вплоть до выполнения обязанностей по должности и заключения контракта. Таким образом формируются компетенции практической деятельности, востребованных на предприятии, и создаются условия для более быстрой адаптации выпускников в реальном производстве.
Ранее, в 2017 и 2018 г., участниками проекта был изучен опыт организации дуального образования в вузах Финляндии, Германии и Италии.
Важнейшей составляющей проекта является распространение информации и тиражирование опыта дуального образования как в странах – участниках проекта, так и в других, заинтересованных в развитии практических компетенций в системе высшего и среднего профессионального образования. С докладом о целях и механизмах распространения информации по проекту выступила перед участниками конференции представитель АИОР Ксения Зайцева. В частности, она подчеркнула важность использования как внутривузовских, так и межвузовских сетей для распространения результатов проекта, содействия их более широкому использованию. На Дальнем Востоке такой сетью, без сомнения, является Дальневосточный региональный учебно-методический центр, объединяющий 55 вузов, имеющий тесные связи с объединениями работодателей, предприятиями и организациями региона.
Подробная информация по проекту TEEDE размещена на сайте www.teede.eu.
Дирекция ДВ РУМЦ