ПРОФЕССОРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ — 2021: УНИВЕРСИТЕТ В ЭПОХУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НОВАЦИЙ
7-9 июня 2021 года в Санкт-Петербурге на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена прошла работа Профессорского педагогического форума. Организаторами форума выступили Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание» и Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Форум прошел в смешанном формате – очно с применением видеоконференцсвязи.
Участников форума приветствовали Министр просвещения РФ С.С. Кравцов, председатель попечительского совета Российской академии образования О.Ю. Васильева, председатель наблюдательного совета Российского профессорского собрания, президент РУДН В.М. Филиппов, председатель Российского профессорского собрания В.В. Гриб, ректоры ведущих педагогических вузов России.
Участниками форума стали преподаватели и представители более 30 вузов России, всего более 800 человек. В числе участников были и представители вузов Дальнего Востока: директор ДВ РУМЦ, профессор А.А. Фаткулин, Дальневосточный федеральный университет (дистанционно), проректор по образовательной деятельности Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, доцент А.И. Голиков, профессор Тихоокеанского государственного университет А.Г. Кузнецова, директор центра технологического предпринимательства ДВФУ Д.Э. Боровиков.
В первый день форума прошла работа дискуссионной площадки «Кто Вы, современный профессор?» (о функциях профессора в условиях трансформации университетов). Открыл работу дискуссионной площадки профессор В.В. Лаптев, академик РАО, первый проректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Отметив высокий уровень и актуальность форума, В.В. Лаптев подчеркнул особую роль Российского профессорского собрания как уникальной и авторитетной организации, объединившей профессоров многих российских вузов. Ведущими дискуссионной площадки выступили директор НИИ педагогических проблем образования РГПУ им. А.И. Герцена, академик РАО, профессор А.П. Тряпицына и директор института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, член-корреспондент РАО, профессор С.А. Писарева.
В ходе открытой дискуссии участники обменялись мнениями по вопросам влияния современных условий на преподавательскую деятельность и работу профессора, значения исследовательской деятельности профессора для системы высшего образования, появления новых рисков в профессиональной деятельности профессора, цифровой трансформации образовательного пространства, роли профессорского экспертного сообщества в развитии регионов и др. Участники подчеркнули роль профессора как проводника и наставника в информационном пространстве, важность сохранения ценности знания, текстов и непосредственного контакта профессора со студенческой аудиторией. Говорили также о готовности профессора современного университета стать лидером прогнозируемых изменений.
Вторая половина первого дня форума была посвящена работе секций, темы которых охватывали актуальные аспекты современного высшего и среднего профессионального образования. В их числе:
- профессиональные ориентиры преподавателя высшей школы 21 века;
- цифровое образование: возможности и риски;
- современные отечественные модели развития университетов;
- педагогическая экспертиза образовательной деятельности вузов;
- сетевое взаимодействие университетов;
- стратегии обеспечения конкурентоспособности отечественной высшей школы;
- формирование и развитие основ межкультурной коммуникации;
- языковая компетенция как необходимое условие конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускника на современном рынке труда;
- вопросы совершенствования системы аттестации научных кадров по педагогическим специальностям;
- реализация практик педагогических новаций;
- воспитательная работа и развитие надпрофессиональных компетенций у студентов СПО и др.
В первый день работы форума состоялись 72 доклада и ряд выступлений участников, представляющие, без сомнения, актуальную информацию для обмена опытом, анализа и обобщения. С докладом «Государственно-общественное управление как механизм развития межвузовского сетевого взаимодействия» на форуме выступил директор ДВ РУМЦ, профессор А.А. Фаткулин (дистанционно). В своем выступлении он обратил внимание участников форума на деятельность государственно-общественных и общественных объединений в системе образования, как важнейшей составляющей этой системы, закрепленной Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 10. Структура системы образования). Подчеркнув значительный потенциал таких объединений в развитии системы образования, А.А. Фаткулин сделал предложение включить в рекомендации форума: 1) Считать одной из важнейших задач развития системы высшего образования в России повышение роли и эффективности работы государственно-общественных и общественных организаций в сфере образования, в т.ч. направленной на развитие сетевого межвузовского взаимодействия и 2) Исходя из целей программы «ПРИОРИТЕТ-2030» рассмотреть возможность открытия федеральными УМО региональных отделений в Дальневосточном федеральном округе.
Пленарное заседание форума состоялось 9 июня. Здесь прозвучали доклады:
- профессора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации А.Г. Асмолова «Педагогическое образование в поисках своего лица: от педагогических институтов – к антропологическим университетам» (дистанционно);
- ректора Московского педагогического государственного университета, профессора А.В. Лубкова «Социальная миссия современного университета (воспитание)» (дистанционно);
- директора института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета, профессора Е.В. Казаковой «Портрет современного преподавателя отечественного вуза»;
- профессора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации О.А. Фиофановой «Управление реализаций новых исследовательских и образовательных направлений в системе подготовки педагогических и управленческих кадров для сферы образования (на примере приоритета СНТР «Большие данные»);
- ректора Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, профессора С.И. Богданова «Отечественные традиции университетской подготовки в инновационном развитии системы высшего образования (к 225-летию Герценовского университета)».
В завершении пленарного заседания первый проректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, профессор В.В. Лаптев подвел итоги, подчеркнув, что все мысли и предложения участников будут отражены в рекомендациях форума, поблагодарил всех, кто принял участие в столь масштабном и значимом общероссийском мероприятии.