В период с 17 по 19 мая 2022 года в Москве состоялся IV Межвузовский методический семинар «Развитие интеллектуального капитала высшей школы». Организатором семинара выступила Межрегиональная общественная организация «Лига преподавателей высшей школы» в партнерстве с Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по науке и высшему образованию при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Семинар прошел в рамках проекта «Золотые Имена Высшей Школы».

Цель семинара – разработка предложений по развитию профессиональных компетенций преподавателей, в том числе методом наставничества, по совершенствованию действующей системы оценки результатов труда преподавателей. Вопросы для обсуждения: 1) Методология и практика наставничества как метода развития профессиональных компетенций; 2) Пути установления межрегиональных и межвузовских связей высшей школы; 3) Анализ действующих показателей эффективности труда и мотивация преподавателей; 4) Перспективные задачи и методы развития интеллектуального капитала страны.

В семинаре приняли участие более 70 представителей 30 региональных отделений Лиги преподавателей высшей школы, в т.ч. 8 представителей из 4 региональных отделений Лиги в Дальневосточном федеральном округе – Приморском крае, Амурской области, Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия.

Программа семинара носила комплексный характер и состояла из нескольких мероприятий. 17 мая состоялось открытие на площадке Министерства науки и высшего образования РФ. С приветственным словом и представлением актуальных задач выступили председатель Координационного совета Лиги преподавателей высшей школы, профессор Е.В. Ляпунцова и заместитель председателя Координационного совета, доцент Ю.М. Белозерова. Тема первого заседания – «Оценка эффективности преподавателя и образовательной организации высшего образования». Здесь состоялось 6 докладов: 1) Результат исследований Лиги преподавателей высшей школы в сфере оценки эффективности ППС, доцент Ю.М. Белозерова; 2) Гендерные различия в карьере преподавателей высшей школы, профессор С.В. Гриненко, Сочинский государственный университет; 3) Общественные объединения как драйвер роста эффективности ППС, профессор А.А. Фаткулин, Дальневосточный федеральный университет, ДВ РУМЦ; 4) Социально-культурные показатели в системе оценки эффективности преподавателя высшей школы, доцент В.И. Тислянкова, доцент С.В. Костылев, Сибирский федеральный университет; 5) Мотивация преподавателей академии как фактор повышения качества высшего образования, доцент Н.С. Тимофеева, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия; 6) Упреждающая подготовка к преподавательской работе выпускников вузов, А.С. Зуев, А.В., В.А. Мордвинов и др., РТУ МИРЭА.

В рамках первого заседания состоялось торжественное вручение свидетельств новым региональным отделениям Лиги преподавателей высшей школы. Также 17 мая в Государственной Думе Российской Федерации состоялась встреча участников семинара с членом Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, д.т.н., профессором О.В. Пилипенко.

18 и 19 мая продолжилась работа семинара на площадке конференц-зала пансионата «Звенигород», прошли мастер-классы и обмен опытом, состоялась дискуссия. Координационным советом Лиги была сделана презентация ряда печатных изданий, включающего Книги Почета преподавателей вузов Российской Федерации (Золотые Имена Высшей Школы), учебник «Введение в профессию «Преподаватель вуза». Трудовые функции преподавателя», монографию «Эффективность и качество труда преподавателей высшей школы», монографию «Традиции и инновации высшего образования в Российской Федерации: стратегическая роль преподавателя», сборник статей участников межвузовского практико-методологического семинара «Дидактика высшего образования с позиций студента и преподавателя» и др. Ряд участников мероприятий был удостоен грамот и благодарностей за вклад в работу Лиги преподавателей высшей школы.

В рамках комплексных мероприятий прошла работа Съезда региональных отделений Лиги преподавателей высшей школы. Здесь прозвучал отчет о деятельности Лиги за 2021 год, были обозначены перспективные направления работы, сделаны предложения для внесения изменений в Устав Лиги, в т.ч. по повышению ее статуса до общероссийского.

По завершению семинара была принята резолюция, включающая следующие пункты:

1. Развивать систему академического наставничества, выявлять и распространять успешный опыт вузов по организации курирования наиболее одаренных студентов, учащихся магистратуры и аспирантов с ориентацией на проектную деятельность, социальную работу и профессиональную ориентацию на научную и преподавательскую карьеру в высшем образовании.

2. Учесть при организации и проведении экспертной оценки Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы» показатели опыта наставничества как подтверждение достижений участника конкурса в номинациях: «За вклад в науку и высшее образование», «За подготовку научных и педагогических кадров», «За преданность профессии и продолжение традиций российской высшей школы», «За вклад в социальную работу и воспитательную деятельность, профессиональную ориентацию детей и молодежи».

3. Расширять практику проведения межвузовских научных, методических, учебных мероприятий для профессорско-преподавательского состава на региональном, межрегиональном и федеральном уровне с целью развития профессиональных связей, обмена опытом, повышения квалификации преподавателей, в том числе методом наставничества.

4. Внедрить практику проведения ежегодных межвузовских методических семинаров в разных регионах Российской Федерации для освещения региональной специфики подготовки специалистов высшей квалификации и налаживания межрегионального взаимодействия в высшей школе.

5. Признать необходимым формирование практических мер, направленных на установление дифференцированного подхода к оценке достижений женщин преподавателей, имеющих детей, в связи с объективными причинами, связанными со снижением возможностей для поступательного развития научной карьеры в связи с беременностью и родами; инициировать введение повышающего коэффициента по возрасту преподавателей, имеющих степень доктора наук, используемых в оценке эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования (ООВО) и руководителей ООВО.

6. Провести углубленное исследование показателей эффективности деятельности профессорско-педагогического состава (ППС) ООВО, используемых в оценке эффективности деятельности ООВО и руководителей ООВО. Рекомендовать региональным отделениям Лиги преподавателей высшей школы выступить с инициативой разработки конкретных предложений в части актуальных показателей эффективности работы ППС, ориентированных на повышение качества высшего образования, справедливую оценку и оплату труда.

7. Считать деятельность преподавателей в государственно-общественных и общественных объединениях отвечающей комплексному понятию «эффективность ППС».

8. Признать остро актуальным проект «Золотые Имена Высшей Школы», включающий Всероссийский конкурс преподавателей ООВО, публичные лекции победителей, повышение квалификации преподавателей ООВО, проведение межвузовского методического семинара, проведение научных исследований и разработку учебных и учебно-методических материалов для обучения начинающих преподавателей, и аспирантов. Положительно оценить результаты проекта с позиций влияния на социальный статус преподавателя, реализации сбора и обмена успешными образовательными практиками преподавателей вузов, организации межрегионального и межвузовского взаимодействия, мотивирования преподавателей на повышение квалификации, постановку новых целей, достижение профессионального успеха, повышения качества высшего образования.

9. Положительно оценить научную новизну и практическую ценность предложенного инновационного метода «Распределенного авторства (РАВТОР)», провести апробацию при создании практического учебного пособия для учащихся магистратуры, аспирантов и начинающих преподавателей.

10. Создать рабочие группы по вопросам организации и проведения олимпиад и конкурсов для студентов, по научным публикациям в российских и зарубежных изданиях.

По завершению Межвузовского методического семинара всем участникам были выданы сертификаты. В том числе сертификаты получили участники из вузов ДВФО: Н.С. Тимофеева, О.В. Маханова (Региональное отделение Республики Бурятия, Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова), Е.С. Руфова, А.В. Иванова, М.А. Федорова (Региональное отделение Республики Саха (Якутия), Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова), Н.В. Кухаренко, С.В. Кухаренко (Амурское региональное отделение, Благовещенский государственный педагогический университет), А.А. Фаткулин (Приморское региональное отделение, Дальневосточный федеральный университет, Дальневосточный региональный учебно-методический центр высшего образования).