Членам президиума ДВ РУМЦ, председателям и членам учебно-методических советов ДВ РУМЦ, руководителям и профессорско-преподавательскому составу вузов ДВФО, экспертам ДВ РУМЦ, коллегам-работодателям

Уважаемые коллеги!

На основе поступивших ваших предложений к парламентским слушаниям 18 февраля 2016 года по теме «О состоянии и перспективах развития высшего образования в Российской Федерации» подготовлен общий перечень предложений. Данный перечень от имени государственно-общественного объединения ДВ РУМЦ направлен на имя Председателя Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации Вячеслава Алексеевича НИКОНОВА. При этом часть предложений представлена в обобщенном виде (например, в части дебюрократизации образования, повышения качества учебной литературы и др.), часть предложений представлена в оригинальном изложении. От имени Президиума ДВ РУМЦ выражаю всем благодарность и уверенность в актуальности наших предложений.

С уважением,

Заместитель председателя Президиума ДВ РУМЦ,

Доверенное лицо Президента РФ, профессор А.А. Фаткулин

 

Ниже приведен полный текст предложений:

от 12.02.2016 г. № 04/02

Председателю Комитета по образованию Государственной Думы Российской Федерации В.А. НИКОНОВУ

Уважаемый Вячеслав Алексеевич!

От лица государственно-общественного объединения «Дальневосточный региональный учебно-методический центр высшего профессионального образования» (ДВ РУМЦ) представляем коллективные предложения к парламентским слушаниям по теме «О состоянии и перспективах развития высшего образования в Российской Федерации». Поступили предложения от вузов Дальневосточного федерального округа, представителей работодателей, экспертов ДВ РУМЦ. Часть предложений представлена в обобщенном виде (например, в части дебюрократизации образования, повышения качества учебной литературы и др.), часть предложений представлена в оригинальном изложении.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

к парламентским слушаниям по теме «О состоянии и перспективах развития высшего образования в Российской Федерации»

1. Важнейшей задачей является снижение уровня и масштабов бюрократизации образования. Особенно это относится к работе профессорско-преподавательского состава вузов. Большое количество документов и бумаг, которые сегодня составляют и заполняют преподаватели, отрывает значительное количество времени, необходимое для непосредственно преподавательской деятельности (обновление содержательного материала дисциплин с учетом новейших достижений в области науки, техники, технологий, экономики, социальной сферы, разработка учебно-методических материалов, написание новых учебников и учебных пособий, внедрение методов активного обучения и информационных технологий, повышения уровня взаимодействия с представителями работодателей и др., в том числе подготовка к лекциям и чтение лекций на высоком уровне).

При этом для преподавателя крайне важно иметь время для научно-исследовательской работы, особенно при участии в реализации программ магистратуры и аспирантуры. Предлагается сократить количество заполняемых бумаг и представляемой по многочисленным запросам управленческих структур информации. Для этого учесть мнения и предложения самих преподавателей. Сюда же следует отнести сокращение отчетного документооборота в целом. «Провести дебюрократизацию образования» – это было одно из важнейших предложений рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» на Общероссийском Форуме «Качественное образование во имя страны», прошедшем 14-15 октября 2014 года в г. Пензе с участием Президента России В.В. Путина. И этот вопрос остается весьма актуальным на сегодня.

2. На государственном уровне проводить системную и масштабную работу по повышению престижа преподавателей вузов. Это – важнейшее условие развития всей системы российского образования, решения большинства ее проблем, в том числе по повышению конкурентоспособности и омолаживанию профессорско-преподавательского корпуса. Исключить трансляцию в СМИ негативных проявлений в высшей школе, без достаточных на то оснований в виде решений суда или принятых мер по наказанию виновных. Это же касается публичных обвинений руководства вузов и Министерства образования и науки РФ по телевидению и в Интернете, что, без принятия соответствующих мер, снижает престиж всей российской системы высшего образования. И, наоборот, необходимо повысить в разы уровень внимания к высокой миссии, профессионализму и достижениям преподавателей вузов (как центральных, так и региональных), отражая все это в СМИ.

3. Принять системные и масштабные меры по повышению качества учебной литературы, особенно по техническим направлениям подготовки. Именно качество учебной литературы наряду с компетенциями преподавателей обеспечивает опережающий характер высшего образования. Для этого повысить уровень экспертизы учебной литературы, в обязательном порядке привлекая независимых представителей образовательного, научного сообщества, представителей работодателей. Закрепить специальным приказом по Министерству образования и науки Российской Федерации, другим министерствам и ведомствам, в подчинении которых находятся высшие учебные заведения, обязательность такой экспертизы. Подтверждение высокого уровня учебника, учебного пособия, другого учебного издания оформлять соответствующим грифом, с обязательным указанием независимых экспертов и организаций, которые они представляют. Параллельно принять меры к исключению финансовых злоупотреблений в этой деятельности. Ввести в обязательные показатели вузов соответствующую информацию.

4. Продолжить работу по реальному укреплению государственно-общественного характера управления образованием, что закреплено Законом «Об образовании в Российской Федерации», статья 89. Всемерно стимулировать и поддерживать участие педагогической общественности, других заинтересованных в повышении качества высшего образования сторон, в совместной работе через общественные и государственно-общественные ассоциации, союзы и объединения, такие как Ассоциация технических университетов (АТУ), Ассоциация инженерного образования России (АИОР), учебно-методические объединения (УМО), региональные учебно-методические центры (РУМЦ) и другие. Закреплять конкретные взаимоотношения администрации высшего учебного заведения и государственно-общественных и общественных организаций соответствующим договором. В этом случае повышается уровень взаимной ответственности, и, главное, уровень внимания к предложениям общественности со стороны вузов, территориальных органов управления образованием, и процент реализованных предложений. В числе важнейших задач такого договора должно быть развитие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ совместно с объединениями работодателей на территориях. В том числе в Дальневосточном федеральном округе. Важно создать и поддерживать на должном уровне обратную связь педагогической общественности и Министерства образования и науки РФ, Государственной Думы РФ, Общественной Палаты РФ, Общероссийского Народного Фронта для повышения уровня доверия профессионально-педагогического сообщества и реального развития государственно-общественного характера управления образованием в России. Через развитие государственно-общественных и общественных объединений в сфере высшего образования получит также дальнейшее сотрудничество российских университетов между собой, что даст синергетический эффект (от реализации сетевых образовательных программ, распространения лучшего методического опыта, повышения уровня мобильности преподавателей и студентов и т.п.).

5. Обратить особое внимание на организацию работы по своевременному, опережающему обновлению региональных систем высшего образования в случаях создания на территориях особых экономических зон, территорий опережающего развития, индустриальных зон, придания территории статуса свободного порта и др. Обязать Министерство образования и науки РФ, другие министерства и ведомства, в подчинении которых находятся высшие учебные заведения, совместно с соответствующими органами государственной власти на территориях, объединениями работодателей, государственно-общественными и общественными объединениями в вышеуказанных случаях разрабатывать программы кадрового обеспечения территории с учетом новых социально-экономических реалий. Для этого создать соответствующие механизмы разработки таких программ и их финансирования, включая региональные квоты в рамках федеральных целевых программ.

6. Создать механизм мониторинга и регулярно доводить до широкой общественности результаты реализации поручения Президента РФ о создании 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест. Выстроить информацию в разрезе федеральных округов, с отражением роли и эффективности участия вузов в этой работе.

7. Создать механизм мониторинга и реализации целевого приема и целевого обучения в вузах на территориях субъектов федерации, особенно при подготовке кадров в интересах предприятий оборонно-промышленного комплекса. Сделать эту информацию обязательной при подведении годовых итогов деятельности вузов, предприятий и краевых (областных) администраций. С целью наращивания качества целевого приема и целевого обучения всемерно развивать соответствующее сотрудничество субъектов федерации, объединений работодателей, предприятий и организаций с вузами.

8. Остается актуальным вопрос дальнейшего развития инженерного образования в широком смысле слова, т.е. образования, формирующего инженерные компетенции. Внимания к развитию инженерного образования проявлено уже много, в том числе и на самом высоком уровне (достаточно упомянуть проведение Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 23 июня 2014 года, парламентские слушания «О государственной политике в сфере подготовки инженерно-технических кадров в Российской Федерации» с участием председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко 21 февраля 2013 года). Правительством РФ и Министерством образования и науки РФ реализованы различные механизмы поддержки инженерного образования, такие, как «Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы», Ведомственная целевая программа «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы», поддержка федеральных и национальных исследовательских университетов, увеличение уровня нормативного финансирования по инженерным образовательным программам, актуализация ФГОС в соответствии с профессиональными стандартами, развитие инновационной инфраструктуры вузов и многое другое, подготовлена новая Ведомственная целевая программа «Развитие интегрированной системы обеспечения высококвалифицированными кадрами организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в 2016-2020 годах», осуществляются программы поддержки вузов, готовящих кадры в сфере техники и технологий в интересах предприятий и организаций. Необходимо всемерно наращивать поддержку инженерного образования, распространять и рекомендовать к применению лучшие практики отечественных вузов. Считать важнейшей формой повышения качества инженерной подготовки привлечение студентов в период всего обучения к работе в составе студенческих конструкторских бюро, научно-производственных и инжиниринговых центров, других профильных для развития инженерных компетенций структур. Закрепить этот индикатор (показатель) качества инженерной подготовки в отчетной документации вуза. Важно осуществлять мониторинг качества инженерной подготовки на основе оценки этого качества со стороны объединений работодателей.

9. Дальнейшего развития требуют вопросы повышения эффективности дистанционного образования (ДО) и электронного обучения (ЭО). В том числе: 1) совершенствование нормативного правового регулирования реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ; 2) разработка национальных стандартов, применимых в сфере электронного обучения; 3) создание системы подготовки и переподготовки кадров, способных создавать ресурсы ДО и квалифицированно сопровождать процесс обучения студентов; 4) внедрение электронного документооборота (безбумажной технологии) в образовательных организациях.

10. Следует обратить особое внимание на национальную систему подготовки моряков, которая по ряду параметров конфликтует с международными стандартами (см. приложение – письмо Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского).

11. Министерству образования и науки Российской Федерации: 1) при формировании государственного задания кадров предусмотреть увеличение нормативов финансового обеспечения в части, касающейся затрат на развитие материально-технической базы и кадрового потенциала, совершенствование профессиональных образовательных программ, привлечение иностранных специалистов к образовательному процессу, а также на мероприятия, связанные с прохождением практики и проведением стажировок, в том числе в ведущих научно-образовательных центрах России и за рубежом; 2) ускорить разработку нормативных актов, устанавливающих единые требования к планированию, организации, проведению и контролю образовательного процесса на всех уровнях высшего образования (положение о кредитно-модульной организации образовательного процесса, положение о сетевых образовательных программах, положение о руководстве образовательными программами, положение о реализации компетентностного подхода, положение об оценочных средствах и пр.).

12. В условиях финансового кризиса, санкций, долговременных решений, препятствующих сближению с ЕС и США, назрел вопрос корректировки курса, проводимого в системе образования. Необходимо скорректировать структуру и содержание подготовки специалистов для России, так как в основных отраслях производства взят курс на импортозамещение. Кроме того, в условиях нехватки кадров на Дальнем Востоке стремление приблизить нашу структуру и содержание подготовки к западной модели лишь приведет к дальнейшей «утечке мозгов» из России и ДВФО за рубеж, не говоря уже о часто звучащих претензиях к «компетентностному подходу». Академическая мобильность нас должна интересовать в основном лишь для обеспечения включенного обучения по отдельным высокотехнологичным направлениям, где имеется явное отставание, с максимально легким возвращением и включением в учебно-научный процесс для участников. Разумеется, структуру "бакалавр-магистр" ломать уже не стоит, но вернуть как самостоятельную ступень "специалист "для большинства программ следует. Для этого необходимы законодательные решения.

13. Вызовы экономике вузов. Принятые несколько лет назад и внедренные недавно стандарты расчета оплаты за обучение в договорном секторе высшей школы (не менее чем расчетные госрасходы на одного студента) привели к финансовому краху большинства платных программ очного обучения вследствие неподъемности назначенной платы для большинства первокурсников ДВФО. Как следствие, в ближайшие годы внебюджетный сектор вузов резко сократится, что приведет к невозможности поддерживать требуемый уровень оплаты труда ППС, а также к невозможности качественно развивать и модернизировать программы вузов за счет внутренних ресурсов. Для вузов ДВФО это особенно болезненно, т.к. наполняемость групп и потоков традиционно невысока, и бюджетное подушевое финансирование не решает вопросы развития. Требуется законодательное разъяснение, толкование порядка ценообразования в бюджетных учреждениях, возвращающее рыночные принципы формирования цены, пусть при базовых -нормативных -достаточно высоких назначениях. Почему поднимать цену с учетом конъюнктуры рынка мы имеем право, а снижать – нет? Победившая в этом вопросе в настоящее время жесткая фискальная точка зрения нуждается в пересмотре.

14. Корректировка применения результатов ЕГЭ. Понятна ценность и полезность созданной общероссийской системы измерения уровня школьных и иных уровней знаний по предметам для анализа, методических и управленческих решений. Однако, как и предполагали пессимисты, созданная система становится карательно-запретительной, и вот уже озвучены предложения о недопуске в вузы вообще выпускников с суммой баллов ниже установленной сверху, а учеников при входе в школу для сдачи ЕГЭ подвергают физическому обыску. Таким образом, при общем демографическом спаде дальневосточные вузы остаются без потенциальных абитуриентов, т.к. традицию дальневосточных молодых людей с хорошими оценками ехать в столичные вузы «попробовать силы» - никто не «отменил». Не до конца решены и вопросы разъяснения детям важности выбора нужных предметов ЕГЭ для дальнейшей учебы по той или иной специальности или направлению, и сделанные ошибки выбора ребенок уже не может исправить. Что, в частности привело к невыполнению планов приема в ряд вузов региона в 2015 г. Все это вредно и несправедливо, так как любой вузовский преподаватель знает, что слабые абитуриенты из глубинки часто становятся к третьему курсу лучшими в группе. Созданная система применения результатов ЕГЭ отсекает от высшего образования потенциально талантливых, трудолюбивых детей, которым объективно «не повезло» со школой, преподавателем, или просто местом, где он провел школьные годы. А таких проблемных мест еще достаточно в нашем огромном ДВФО. Здесь помогла бы и демократичная легитимная региональная олимпиада или система олимпиад для вузов ДФО, признанная Советом олимпиад и всеми вузами -участниками. Для этого предлагаем пересмотреть требования к количеству участников по предмету при проведении аккредитации вузовских олимпиад. В этих вопросах, связанных так или иначе с ЕГЭ, также могли бы внести коррективы законодатели.

15. Учебные планы и состояние лабораторной базы – эти два ключевых момента эффективности инженерного образования – находятся в состоянии, которое не позволяет производить выпуск высококвалифицированных кадров – этой основной задачи развивающейся экономики. Это состояние полностью соответствует периоду проведенной в стране в 90-е годы деиндустриализации экономики, когда высококвалифицированный специалист перестал быть востребованным производством, а связи между предприятиями и высшими учебными заведениями были разрушены. Поэтому основной задачей развития высшего инженерного образования сегодня, на мой взгляд, является возрождение лучших традиций российской и советской высшей школы:

• Восстановление запроса на высшее качество выпускника.

• Восстановление активной формы подготовки на основе решения студентом в период образовательного цикла реальной проектной (научной) задачи.

• Восстановление симбиоза «производство-вуз». • Создание современной лабораторной базы высшего учебного заведения.

• Внутренняя перестройка процесса подготовки, основанная на выделении Научно-Производственных Коллективов из состава студентов во главе с высококвалифицированными преподавателями.

16. Выпускники военных центров и факультетов военного обучения были ранее и сегодня востребованы на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Но в настоящее время они обязаны пройти военную службу в течение трех лет в рядах Вооруженных сил. Ранее они имели возможность трудоустроиться на предприятиях ОПК (так как существовала соответствующая бронь). Таких предприятий ОПК на Дальнем Востоке несколько десятков, и практически все они испытывают дефицит кадров. Предлагается рассмотреть вопрос о трудоустройстве выпускников военных центров и факультетов военного обучения на предприятиях ОПК, при отсутствии мест в структурах Министерства обороны РФ.

17. Рекомендовать Министерству образования и науки РФ и Министерству культуры РФ разработать Федеральную целевую программу по выделению межбюджетного трансферта на подготовку кадров в сфере культуры и искусства в соответствии с рекомендациями Федерального проекта по внедрению эффективных технологий и новых принципов кадровой политики. Вопрос обсуждался на Общественной палате Приморского края в октябре 2015 года. Общественная палата Приморского края получила информацию из ряда муниципальных районов: Большой Камень, Яковлевский район, Пожарский район, Пограничный район, Лесозаводский район, Партизанск, Арсеньев, Уссурийск, Хасанский район, Шкотовский район, Красноармейский район, Находка о состоянии кадров в сфере культуры и искусства в Приморье. Получены ответы от Приморского театра оперы и балета, Приморской государственной картинной галереи и Приморского краевого отделения Союза дизайнеров России. Из ответов видно, что на уровне муниципальных учреждений культуры не сформирована система повышения квалификации кадров культуры и искусства, слабо развита важнейшая составляющая популяризации искусства – недостает качественного искусствоведческого анализа событий культуры. По статистике за 2010 год в 920 учреждениях культуры и образова-тельных заведений культуры и искусства края работали 7698 человек, из которых молодежь до 30 лет составляла только 8,4% а специалисты с высшим образованием составляли 29,7%. Статистика в учреждениях культуры Приморского края за 2011 не лучше: 8526 – всего работников культуры, 890 - до 30 лет (10,4 %), 3157 – 30-50 лет, 2759 – старше 50 лет, 2909 имеют высшее образование (34.1%), 222 – неоконченное высшее, 2774 – среднее специальное, 1215 – общее. По данным за 2013 год в крае осталось 6805 работников культуры (в соответствии с указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» была значительная часть работников уволена или переведена на неполные ставки). Из них 5970 работников – штатные, основной персонал составляет 3717 человек. Высшее образование имеют 1950 человек (по отношению к штатному составу 32,6 %, по отношению к основному персоналу 52,5 %). Процент работников сферы культуры с высшим образованием колеблется в одних и тех же параметрах – около 30 процентов от штатной численности. Безусловно, качество работы таких специалистов остается за гранью понимания актуальных проблем национально-культурной безопасности государства. Опросы Общественной палаты Приморского края, проведенные в октябре-ноябре 2014 года, отражают запросы муниципальных районов края в области развития культуры. Во всех поступивших отзывах высказаны примерно одни и те же пожелания:

• Необходимость качественного анализа событий культуры региона (Шкотовский, Яковлевский, Театр им. А.М. Горького, Находка, Союз дизайнеров, Приморский театр оперы и балета, Приморская краевая картинная галерея, Уссурийск, Лесозаводск, Арсеньев), для которого нужны арт-критики – искусствоведы и музыковеды, подготовленные журналисты;

• Необходимость постоянной системы повышения квалификации кадров культуры (Пограничный муниципальный район, Большой Камень, Союз дизайнеров, Уссурийск, Театр оперы и балета, Партизанск, Арсеньев);

• Дефицит квалифицированных кадров, отсутствие кадрового ре-зерва. Среди необходимых квалификаций называются режиссеры массовых праздников, хореографы, концертмейстеры, хормейстеры, искусствоведы, специалисты в области культурно-досуговой и библиотечной деятельности, в области государственного управления.

• Отсутствие выделенных управлений культуры (Хасанский рай-он).

Каждый муниципальный район имеет свои муниципальные про-граммы по развитию культуры, но, как видно из поступивших доку-ментов, несмотря на дефицит кадров, муниципальные районы не планируют проводить обучение по необходимым для них специальностям культуры из муниципальных средств, хотя сейчас такие полномочия у муниципалитетов имеются. Для Приморского края это особенно важно в связи с недостатком финансирования подготовки кадров в области искусства в регионе, так как Министерство образования и науки не выделяет бюджетные средства на подготовку кадров в области искусствоведения (бакалавриат) уже несколько лет. Впервые за 3 года выделило средства на магистратуру, на аспирантуру выделяет не более 2 мест в год. В то же время в регионе идет мощное развитие: появился театр оперы и балета, готовятся к работе филиалы Эрмитажа, Русского музея, Третьяковки, начали развиваться Свободный порт Владивосток, территории опережающего социально-экономического развития, которые привлекает туристические потоки, которые, в свою очередь, мало обеспеченны культурным сервисом. Востребованы искусствоведы, режиссеры, звукорежиссеры, хореографы, концертмейстеры, хормейстеры, искусствоведы, специалисты в области культурно-досуговой и библиотечной деятельности, в области государственного управления. Этот материал получил поддержку на Всероссийском культурном форуме в Якутске в сентябре 2015 года.

18. Предложение по поводу защиты авторских прав преподавателей, разработчиков учебной литературы. 1) Авторским стоит признать только то учебное пособие, в котором представлены авторские методики, нигде до этого не опубликованные. К примеру, если речь идет об учебниках по прикладным гуманитарным и естественным дисциплинам (социология, психология, медицина…), то авторскими стоит считать методики проведения социологических исследований, реально применяемых автором и студентами, в которых присутствует научная новизна (триангуляция различных методик, новое «прочтение» старых методов, придуманные и опробованные автором шкалы, матрицы и др.). Автор доказывает на конкретных примерах, что предложенные им методики эффективны, целесообразны, обеспечивают нас валидными данными. На данный момент почти все учебники по прикладной социологии предлагают одно и то же – давно известные, еще со времен Чикагской школы социологии, методы, они не привносят ничего нового в учебный процесс.

2) Стоит продумать вопрос о допустимых границах заимствований из теоретических источников. В Китае допускается 0,01 % плагиата. Если автор допускает больший процент заимствований, цитирований и др., его учебная книга уже не считается авторской. Возможно, это слишком строгий подход. В России можно допустить 20% плагиата, или меньше. В какой-то мере без плагиата не обойтись. К примеру, тогда, когда мы рассматриваем историю вопроса, эволюцию концептуальных взглядов и др. Во многих учебниках по гуманитарным предметам, в частности по социологии, главы по истории повторяются, компилируются, в них нет ничего нового. Необходима авторская оценка каждой из концепций, приводящихся в учебнике, или Методологическая таблица, в которой рассматриваются различные концептуальные подходы. Методологическая таблица будет иметь самостоятельную ценность. Точно также, как и графики, схемы, структурно-логические схемы, приду-манные автором. Учебников по гуманитарным дисциплинам, имеющим графики, СЛС, диаграммы, в которых в концентрированном виде представлен основной материал, не так много. И, наконец, третье. Стоит вносить в учебные пособия главу о перспективах развития рассматриваемой науки на данном этапе развития социума, делать обоснованные прогнозы. Прогнозы развития той или иной сферы науки, ее категорий, понятий, инструментов – одно из «слабых звеньев» науки. Почти никто не делает прогнозов. Учебное пособие заканчивается аморфными общими фразами. Студент не понимает, куда мы идем. В том случае, если будут выполняться эти простые три правила, учебное пособие может претендовать на эксклюзивность, то есть на авторские права.

19. Предложения по модернизации инженерно-технического образования:  1) целесообразно менять образовательные стандарты не чаще одного раза в пять лет; 2) вернуть во все стандарты и учебные планы фундаментальную дисциплину теория механизмов и машин, как основополагающую составную часть инженерного образования. Вернуть в этот курс курсовое проектирование; 3) в учебных стандартах для инженерного направления прописать и строго контролировать логическую последовательность изучения фундаментальных дисциплин: сопромат, теоретическая механика, материаловедение, теория механизмов и машин, детали машин и основы конструирования; 4) реализовать системный подход (преемственность) между естественнонаучными, профессиональными и специальными дисциплинами на основе информационных сред специальности; 5) учитывая развитие новых технологий в образовании на базе электронных средств организации обучения и внедрения дистанционных форм обучения, изменить пропорции ме-жду часами лекционными, практических и лабораторных занятий (в сторону уменьшения лекционных и увеличения практических занятий); 6) рекомендовать вузам сохранить общепрофессиональные кафедры, обеспечивающие подготовку по фундаментальным дисциплинам: сопромат, теоретическая механика, материаловедение, теория механизмов и машин, детали машин и основы конструирования и др.

20. Предложение от ОАО «Дальприбор», входящего в структуру ОПК Приморского края: 1) вернуться к 5-летнему образованию инженеров; 2) усилить среднее профессиональное образование оснащением и преподавателями; 3) увеличить количество практик для студентов на предприятиях РФ; 4) постоянно повышать уровень квалификации преподавательского состава; 5) повышать престижность рабочих и инженерных профессий (через СМИ, задача государства).

21. Уважаемый Вячеслав Алексеевич! Ранее по линии Дальневосточного регионального учебно-методического центра были собраны и обобщены предложения руководства вузов и педагогической общественности по решению проблем и совершенствованию высшего образования (в преддверии проведения Общероссийского Форума «Качественное образование во имя страны», прошедшем14-15 октября 2014 года в г. Пензе). С удовлетворением можно отметить, что часть предложений поддержана со стороны Министерства образования и науки РФ, других министерств и ведомств, в составе которых находятся профильные вузы. Вместе с тем, значительная часть предложений остается актуальной и на сегодня (полный перечень прилагается).

С уважением, Заместитель председателя президиума ДВ РУМЦ, Доверенное лицо Президента РФ, профессор А.А. Фаткулин