Региональный научный центр Российской академии образования в Дальневосточном федеральном округе (РНЦ РАО в ДФО, РНЦ РАО, Центр) создан на базе Дальневосточного федерального университета на основе «Соглашения о создании и условиях работы регионального научного центра Российской академии образования в Дальневосточном федеральном округе на базе Дальневосточного федерального университета» между РАО и ДВФУ от 03.06.2016 г. № 06-08/11.

Целью Соглашения является объединение возможностей Сторон по координации и повышению эффективности использования научного, образовательного и инновационного потенциала членов РАО, образовательных и научных организаций Дальневосточного федерального округа для:  

- содействия развитию педагогики, психологии и других наук об образовании в Дальневосточном федеральном округе и России в целом;

- достижения качественно нового уровня научных исследований в области педагогики, психологии и других наук об образовании;

- выполнения инновационных разработок;

- подготовки и аттестации кадров высшей квалификации;

- совершенствования образовательного процесса в образовательных учреждениях Дальневосточного федерального округа и России в целом.

Основные направления и формы сотрудничества Сторон:

в области научно-исследовательской деятельности:

- экспертиза, координация и управление научными исследованиями в Дальневосточном федеральном округе по приоритетным направлениям развития педагогики, психологии и других наук об образовании;

- проведение совместных научных исследований, выполнение крупных научных проектов, в том числе с созданием совместных временных научных коллективов;

- взаимное предоставление возможности использовать научное оборудование и иные ресурсы Сторон для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- совместное или распределенное научное руководство аспирантами и консультирование докторантов сотрудниками Сторон;

- проведение совместных научных мероприятий, в том числе конференций молодых ученых, студентов и аспирантов.

в области образовательной деятельности:

- экспертиза, координация и управление работами по созданию и внедрению новых средств и методов обучения, образовательных стандартов, учебных планов и программ;

- обмен учебно-методическими материалами;

- поддержка академической мобильности студентов, включенного и дистанционного обучения;

- совместное использование учебного, учебно-научного оборудования и иных, в том числе уникальных, ресурсов Сторон в режиме непосредственного или дистанционного доступа;

- проведение совместных образовательных курсов и курсов повышения квалификации;

- совместное или распределенное руководство курсовыми, дипломными и магистерскими работами;

- проведение совместных мероприятий с организациями общего и дополнительного образования, со школьниками;

- создание и реализация совместных программ дополнительного образования, использующих ресурсы каждой Стороны;

- содействие расширению сферы научно-исследовательской деятельности школьников.

в области инновационной деятельности:

- работа над совместными инновационными проектами;

- организация инновационных мероприятий, в том числе фестивалей науки, выставок результатов инновационной деятельности и иных форм продвижения и популяризации науки и инноваций.

в области международной деятельности:

- совместное или распределенное участие в международных мероприятиях, связанных с развитием педагогики, психологии и других наук об образовании;

- совместное или распределенное участие в международных научно-образовательных проектах, интернациональных научных исследованиях, работе по грантам.

в области издательской и информационной деятельности:

- сотрудничество в работе над публикациями, научное рецензирование работ специалистов Сторон, участие в редакционных органах научных периодических изданий Партнеров;

- взаимное предоставление издательских услуг и расширение редакционно-издательских возможностей Сторон;

- размещение информационных материалов друг друга на сайтах Сторон в сети Internet.

в других областях:

- взаимные консультации и другие формы взаимодействия РАО и ДВФУ по направлениям данного Соглашения;

- любые иные формы совместной деятельности, которые Стороны сочтут соответствующими целям настоящего Соглашения.

РНЦ РАО создан приказом ректора ДВФУ от 27.06.2017 г. № 12-13-1320 в качестве структурного подразделения университета. Деятельность РНЦ РАО может финансироваться за счет средств бюджетов различных уровней, средств от выполнения целевых заказов, поступлений по договорам (за обучение, выполнение научно-исследовательских работ и т. д.), средств от реализации научных, учебных, методических и других разработок, из научных и общественных фондов, благотворителями и из других источников, предусмотренных законодательством РФ.

Участие в работе РНЦ РАО осуществляется в форме коллективного членства в качестве:

- ассоциированных членов (образовательные или научные организации Дальневосточного федерального округа, подписавшие соответствующие договоры с ДВФУ);

- лабораторий, образованных РНЦ РАО или присоединившихся к работе РНЦ РАО;

- иных организаций на основании договоров с ДВФУ.

РНЦ РАО на договорных основаниях взаимодействует с инновационными площадками РАО, общественными и профессиональными ассоциациями, учреждениями науки, организациями образования, здравоохранения, культуры, производства, государственными и муниципальными органами управления.

Деятельность Центра и его структурных подразделений строится на основе тесного взаимодействии с органами управления образованием субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе и научно-педагогической общественностью.

РНЦ РАО имеет право:

- участвовать на основе представительства в соответствии с Положением о РНЦ РАО в Дальневосточном федеральном округе в работе Общего собрания РАО, в работе Ученого совета ДВФУ;

- совершенствовать свою организационную структуру;

- осуществлять научную и образовательную деятельность, подбор и расстановку кадров, реализовать другие основные виды деятельности в пределах, определяемых Уставом ДВФУ и Положением о РНЦ РАО;

- разрабатывать и реализовать образовательные, образовательно-профессиональные, профессиональные программы и новые технологии обучения;

- осуществлять прямые двусторонние и многосторонние связи с организациями, близкими по профилю деятельности;

- осуществлять международное сотрудничество в области науки и образования.

РНЦ РАО обязан:

- выполнять обязательства, вытекающие из основных направлений и форм сотрудничества Сторон;

- вносить предложения по проблемам и вопросам, предлагаемым РАО, из сферы своей деятельности;

- отчитываться перед ДВФУ и РАО по результатам своей работы в установленные этими организациями сроки.

Деятельность РНЦ РАО в ДФО организуется в соответствии с «Положением о Региональном научном центре Российской академии образования в Дальневосточном федеральном округе». Для выполнения задач, возложенных на РНЦ РАО, Центр может иметь в своем составе как отдельных сотрудников, так и научные лаборатории, временные научно-исследовательские коллективы, аналитические, экспертные, издательские, организационно-координационные отделы, комиссии, советы и иные структуры. К работе могут привлекаться штатные работники и совместители, аспиранты и стажеры, студенты ДВФУ, а также исполнители из других образовательных, научных или иных организаций.

Вся хозяйственная деятельность РНЦ РАО осуществляется в рамках ДВФУ, а все финансовые операции проводятся через уполномоченные структурные подразделения ДВФУ.

Высшим органом Центра является Научный совет, состав которого согласовывается с Президентом РАО и утверждается Ученым советом ДВФУ.

Научный совет:

- определяет основные направления и содержание научной и практико-внедренческой деятельности РНЦ РАО в ДФО;

- обсуждает и оценивает результаты научной деятельности РНЦ РАО в ДФО и пути внедрения их в образовательную практику;

- рассматривает и утверждает планы и отчеты о работе РНЦ РАО в ДФО;  готовит предложения по совершенствованию деятельности в области научных исследований и внедрения результатов исследования в практику образования;

- участвует в решении принципиальных вопросов организации деятельности РНЦ РАО в ДФО;

- рассматривает и дает рекомендации для избрания академиков и членов-корреспондентов на вакансии, объявленные Президиумом РАО;

- решает вопросы, связанные с организацией сотрудничества ДВФУ (в лице РНЦ РАО в ДФО) с органами государственного и муниципального управления, образовательными и научными учреждениями;

- вносит предложения по вопросам, связанным с изменением организационной структуры или прекращения деятельности РНЦ РАО в ДФО.

Решения по вопросам, относящимся к компетенции Научного совета, принимаются простым большинством голосов. Заседания Научного совета созываются не реже двух раз в год. Научный совет ежегодно подводит итоги своей деятельности, деятельности РНЦ РАО в ДФО, отчитывается перед Президиумом РАО и ректором ДВФУ. Директор РНЦ РАО в ДФО назначается приказом ректора ДВФУ по согласованию с Президентом РАО.

Директор РНЦ РАО в ДФО:

- организует и направляет работу РНЦ РАО в ДФО, осуществляет непосредственное и оперативное руководство деятельностью РНЦ РАО в ДФО;

- возглавляет работу Научного совета РНЦ РАО в ДФО;

- представляет РНЦ РАО в ДФО в отношениях с заинтересованными сторонами;

- подписывает документы РНЦ РАО в ДФО;

- дает указания и поручения, обязательные для исполнения всеми сотрудниками РНЦ РАО в ДФО;

- несет персональную ответственность за результаты работы возглавляемого им РНЦ РАО в ДФО и ежегодно отчитывается перед Президиумом РАО и ректором ДВФУ.

В настоящее время дирекцией Центра сформирован тематический план научных исследований на 2017-2020 годы. План сформирован на основе информации, представленной заинтересованными Школами ДВФУ, вузами Дальневосточного федерального округа, Дальневосточным региональным учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ). В План включены следующие темы (в разрезе университетов):

Дальневосточный федеральный университет:

1) Человекоразмерное образование России в 21 веке (научный руководитель Невзоров Михаил Николаевич, доктор педагогических наук, профессор, Школа педагогики ДВФУ);

2) Роль и значение религиозных и культурно-цивилизационных факторов в процессе модернизации системы образования в странах АТР (научный руководитель Пишун Сергей Викторович, доктор философских наук, профессор, директор Школы педагогики ДВФУ);

3) Методологические основания педагогической науки и педагогического исследования (научный руководитель Коршунова Наталья Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Школа педагогики ДВФУ);

4) Стратегическое развитие гуманитарного образования (научный руководитель Бубновская Олеся Владимировна. к.псх.н., доцент кафедры психологии, Школа гуманитарных наук ДВФУ);

5) Педагогическое моделирование и прогнозирование на основе вычислительных методов (научный руководитель Ким Владимир Сергеевич кандидат физико-математических наук, доцент, Школа педагогики ДВФУ);

6) Психология аутомортальной тревожности в онтогенезе (научный руководитель Гаврилова Татьяна Александровна, к.псх.н., доцент, заведующая кафедрой психологии образования, ДВФУ);

7) Сравнительное исследования индивидуализации образования в подготовке педагогов России и Китая (научный руководитель Боровкова Тамара Ивановна, к.п.н., доцент, Школа педагогики ДВФУ);

8) Психология интегральной личности (научный руководитель Корнеенков Сергей Семенович, к.псх.н., доцент кафедры психологии, Школа гуманитарных наук ДВФ);

9) Университетский комплекс как система формирования творческих компетенций субъектов образования в интересах экономики развития (научный руководитель Фаткулин Анвир Амрулович, д.т.н., профессор, директор ДВ РУМЦ);

10) Научно-методическое обеспечение формирования и функционирования региональной системы государственно-общественного управления образованием, интегрированной в сеть федеральных учебно-методических объединений и их региональных отделений (научный руководитель Фаткулин Анвир Амрулович, д.т.н., профессор, директор ДВ РУМЦ);

11) Психологическая эрратология в профессионально-педагогической деятельности (научный руководитель Батурина Оксана Сергеевна, к.псх.н, доцент кафедры психологии, Школа гуманитарных наук ДВФУ);

12) Психология духовности (научный руководитель Белоус Елена Ивановна, к.псх.н., доцент кафедры психологии, Школа гуманитарных наук ДВФУ);

13) Социологический анализ проблемы «Новые беспризорные» Дальнего Востока (научный руководитель Ильченко Оксана Юрьевна, к.с.н., доцент кафедры социальных наук, Школа гуманитарных наук ДВФУ);

14) Целенаправленная адаптация и интеграция детей мигрантов в принимающий социум (научный руководитель Лобода Оксана Юрьевна, к.с.н., доцент кафедры психологии, Школа гуманитарных наук ДВФУ);

15) Биологически обратная связь в подготовке кадров (научный руководитель Тумялис Алексей Вячеславович, к.б.н., научный сотрудник кафедры психологии Школы гуманитарных наук, ДВФУ);

16) Добровольная сертификация профессиональных квалификаций в подготовке участников кадрового резерва (научный руководитель Якимова Зоя Владимировна, к.псх.н., доцент кафедры психологии, Школа гуманитарных наук ДВФУ);

17) Философия религиозного образования (научный руководитель Леонидова Виталина Владимировна, к.ф.н., доцент, начальник научно-организационного отдела Школы гуманитарных наук ДВФУ);

Дальневосточный государственный университет путей сообщения:

18) Исследования психофизиологической диагностики работников в транспортной отрасли (научные руководители: Сокольская Марина Вячеславовна, д.псх.наук, профессор, Левкова Елена Анатольевна, д.мед.н., профессор);

Сахалинский государственный университет:

19) Скрининговый анализ состояния психофизического развития детей на этапе дошкольного онтогенеза в Сахалинской области (научный руководитель Еромасова Александра Анатольевна, д.ф.н., профессор, директор Института психологии и педагогики СахГУ);

Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема:

20) Исследование психолого-педагогических условий, необходимых для субъектного формирования индивидуальных образовательных стратегий студентов вуза (научный руководитель Фишман Борис Ентильевич, д. п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ПГУ);

21) Связь индивидуальных образовательных стратегий студентов вуза с риском развития у них эмоционального выгорания (научные руководители: Фишман Борис Ентильевич, д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ПГУ, Кузьмина Богдана Сергеевна, к.т.н., доцент кафедры информационных систем, математики и методик обучения ПГУ);

22) Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального и инклюзивного образования (научный руководитель Шаповалова Ольга Евгеньевна, д.псх.н., профессор, профессор кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии ПГУ);

23) Генезис воспитательного потенциала российского движения школьников (научный руководитель Григорова Владилена Константиновна, к.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики ПГУ);

24) Ресурсный подход к развитию и сохранению психологического здоровья студентов в образовательном пространстве вуза (научный руководитель Левкова Татьяна Валериевна, к.п.н., доцент, доцент кафедры психологии ПГУ);

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова:

25) Образование и воспитание в полиэтническом регионе;

26) Многоязычие как лингвопедагогическая проблема;

27) Социализация и воспитание в полиэтническом регионе;

28) Психология и педагогика межкультурной коммуникации;

29) Интегративная система дополнительного профессионального образования в интересах устойчивого развития Северо- Востока России;

30) Дополнительное профессиональное образование в условиях современных трансформаций и их влияние на качество жизни педагогов (сравнительный аспект: на примере Республики Саха (Якутия), Республики Казахстан);

31) Электронное обучение как когнитивная технология в профессиональном развитии педагога;

32) Исследование сформированности профессиональных компетенций по применению, анализу, оценке современных учебников и конструированию обучающего материала у студентов педагогических направлений.

Без сомнения, это далеко не полный перечень тем исследований, которые ведутся в Дальневосточном регионе в сфере педагогики, методологии, философии, социологии, психологии, экономики и других наук об образовании. По мере развития деятельности РНЦ РАО в ДФО тематический план будет дополняться на основании новой информации от вузов и партнеров.

Источниками финансирования научных исследований могут являться:

- средства РАО, выделенные для проведения научных исследований, включенных в План важнейших исследований РАО;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

- Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО);

- другие федеральные целевые программы;

- Российский фонд фундаментальных исследований (в части гуманитарных исследований);

- отечественные и зарубежные гранты;

- привлеченные средства от предприятий и организаций (хоздоговорные работы);

- собственные средства организаций;

- другие источники.

Партнерами РНЦ РАО в ДВФО выступают:

- Российская академия образования (как головная организация РНЦ);

- региональные научные центры РАО в других регионах России;

- Российская академия наук (в части исследований, связанных со сферой образования, подготовки кадров высшей квалификации, интеграции образования и науки), в том числе институты ДВО РАН;

- Федеральный институт развития образования;

- Институты и центры развития образования в России, в том числе созданные на базе ведущих вузов страны (МГУ им. Ломоносова, Высшая школа экономики и др.);

- российские и зарубежные вузы;

- Институты развития инноваций в РФ (Фонд Сколково, РВК, Роснано и др. – в части развития образования);

- объединения работодателей;

- государственно-общественные и общественные организации в сфере образования (Координационные советы по областям образования, федеральные УМО, региональные учебно-методические центры, общественные палаты, общественные советы, ассоциации, союзы и др.);

- Министерство РФ по развитию Дальнего Востока;

- Агентство по развитию человеческого капитала (АРЧК) на Дальнем Востоке;

- территориальные органы управления образованием.

РНЦ РАО в ДФО организует взаимодействие с профильными СМИ, в число которых входят:

- Вестник образования;

- Вузовские вести;

- Педагогический вестник;

- Высшее образование в России;

- Высшее образование в Европе;

- Высшее образование сегодня;

- Поиск;

- Профессиональное образование;

- Университетское управление;

- Экономика и образование сегодня;

- Педагог;

- Педагогическая наука и образование в России и за рубежом;

- Педагогические и информационные технологии в образовании;

- Право и образование;

- Гуманитарное образование на Дальнем Востоке;

- Образование. Лингвистика. Коммуникация & Технологии;

- и другие.

РНЦ РАО в ДФО формирует региональную информационно-коммуникационную сеть, взаимодействуя с Дальневосточным региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования (ДВ РУМЦ), Советом ректоров вузов Дальневосточного федерального округа, Советом директоров учреждений СПО Дальневосточного федерального округа, территориальными органами управления образованием, партнерами РНЦ РАО в субъектах ДВФО, с вузами, профильными кафедрами, образовательными центрами и др.

Информация о РНЦ РАО в Дальневосточном федеральном округе представлена на сайте РАО по ссылке http://rusacademedu.ru/dalnevostochnyj-federalnyj-okrug.

27 июня 2017 года состоялось совещание руководителей региональных научных центров РАО и научных центров РАО (НЦ РАО). На совещании присутствовали представители РНЦ и НЦ РАО всех федеральных округов Российской Федерации. На повестке дня совещания стояли вопросы содержательной и организационной работы научных центров, проблемы координации региональными научными центрами РАО.

Вице-президент РАО академик РАО Владимир Валентинович Лаптев обозначил важные задачи, требующие решения в работе Центров:

- «осуществление прикладных научных исследований по основным проблемам развития системы образования регионов;

- сетевые формы организации и осуществления научных исследований;

- реализация результатов научных исследований РАО и РНЦ и НЦ РАО в практике систем образования регионов;

- распространение накопленного опыта и наиболее значимых результатов;

- выстраивание совместной работы РНЦ РАО (и НЦ РАО по возможности) со всеми отделениями РАО по основным направлениям деятельности;

- участие в координации научных исследований в сфере педагогики, психологии и других наук об образовании, проводимых Центрами и научными и образовательными организациями в регионе, максимально используя возможности информационной сети «Интернет», сайтов Центров и РАО;

- и другие».