Фаткулин А.А., директор ДВ РУМЦ

Решающим условием высокого качества образования является обеспечение его современной учебно-методической литературой. Современной – это значит соответствующей требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), современному состоянию науки и практики, высокому уровню научного, педагогического и методического контента. Без сомнения, это относится ко всем уровням образования, в том числе и к уровню высшего образования.

Процедурой определения такого соответствия является, как правило, экспертиза с привлечением в роли экспертов независимых авторитетных специалистов в той или иной области знаний. Результатом положительной экспертизы является соответствующее решение, о чем производится запись на титульном листе учебного издания – всем нам знакомый гриф. Практика экспертной оценки зарекомендовала себя на протяжении, как минимум, последних трех десятилетий, и сегодня подавляющее число учебных изданий, используемых в системе высшего образования России, имеют соответствующий гриф.

В недалеком прошлом при оценке деятельности вузов со стороны по-следних в обязательном порядке заполнялись данные о грифах Министерства образования и науки РФ, учебно-методических объединений (УМО), других грифах, в числе которых были грифы Дальневосточного и Сибирского учебно-методических центров высшего профессионального образования (ДВ РУМЦ и СибРУМЦ). Известен также период (с 2007 года) экспертной оценки учебных изданий, проводимой так называемыми уполномоченным вузами, о чем также делалась запись на титульном листе. Данная практика ярко свидетельствует о важности экспертизы учебных изданий как гаранта качества образования.

Сегодня «на законодательном уровне не установлено требований по обязательному рецензированию или присвоению определенных грифов учебным изданиям, используемых при реализации профессиональных образовательных программ». Именно так сказано в письме заместителя Министра образования и науки РФ А.А. Климова от 16.09.2015 г. № АК-2692/05. Вместе с тем он же обращает внимание, что в соответствии со статьей 8 Закона об образовании в Российской Федерации «при реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, в том числе электронные, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Без сомнения, это говорит о повышении ответственности самих вузов и их объединений за качество учебных изданий.

Априори учебные издания, прошедшие профессиональную независи-мую экспертизу, признаются научно-педагогическом сообществом и работодателями как наиболее качественные учебные издания, соответствующие современному подходу в образовании и обеспечивающее высокое качество подготовки выпускников вузов. Именно по этой причине экспертиза учебных изданий с присвоением соответствующего грифа является актуальной и востребованной. Это в полной мере подтверждается и различными профильными публикациями, например, [1,2,3 и др.] В связи с этим важно, что практика экспертизы и грифования возвра-щается в федеральные учебно-методические объединения. Так, например, в апреле 2016 года председателем ФУМО по УГСН «Средства массовой ин-формации и информационно-библиотечное дело» Е.Л. Вартановой утверждена «Процедура проведения экспертизы учебников и учебных пособий по УГСН 42.00.00 «Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело». 30 июня 2017 года общим собранием Членов Ассоциации юридического образования принято решение «Утвердить Положение о порядке присвоения учебным изданиям грифа Ассоциации юридического образования». Деятельность по экспертизе и грифованию реализует учебно-методический совет ФУМО по направлению «Реклама и связи с общественностью». На VI конкурсе «Университетская книга 2017» было представлено учебное пособие «Беспроводные технологии на автомобильном транспорте» с грифом ФУМО по УГСН 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». На расширенном заседании президиума Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки», прошедшего 2 ноября 2017 года в Санкт-Петербурге утверждено и направлено в федеральные УМО, относящиеся к области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» Примерное положение «О порядке проведения экспертизы качества учебного издания» (напомним, что в систему данного КС входят 23 федеральных УМО). Более того, на вышеуказанном заседании КС принято решение «Рекомендовать Минобрнауки России разработать и утвердить единое для всех областей высшего образования Типовое положение «О порядке проведения экспертизы качества учебного издания» [4].

Вместе с тем, в последние годы расширилась и сформировалась новая практика экспертной оценки учебных изданий с присвоением грифа как со стороны отдельных вузов, издательств, так и со стороны различных объединений и общественных организаций. Анализ представленных во «внешней среде» (интернет, каталоги, конкурсы, библиотечные поступления и др.) учебных изданий дает возможность сделать следующие обобщения.

1. Внутреннюю экспертизу и присвоение грифа собственных подразделений (учебно-методического совета, редакционно-издательского отдела и др.) проводят многие вузы для подтверждения соответствии и качества учебной литературы, используемой в рамках самого вуза.

2. Экспертизу учебных изданий осуществляет ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (ФИРО), созданный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. № 347. В системе ФИРО «работает Экспертный совет по профессиональному образованию, созданный в целях обеспечения проведения компетентной общественно-профессиональной экспертизы учебных изданий всех уровней образования» [5].

3. Отдельно можно выделить практику грифования учебных изданий со стороны ряда вузов со ссылкой на «регистрационный номер рецензии базового учреждения ФГАУ «Федеральный институт развития образования».

4. Активную позицию на «поле грифования» учебных изданий для высшего и среднего профессионального образования занимает такая обще-ственная организация как Российская академия естествознания (РАЕ). С этой целью в структуре данной академии создано учебно-методическое объединение РАЕ [6].

5. Среди издательств, практикующих деятельность по экспертизе учебных изданий следует отметить издательство «Юрайт». В структуре издательства созданы два учебно-методических отдела: высшего и среднего профессионального образования, на которые возложена задача проводить внутреннее и внешнее рецензирование учебных изданий.

6. Продолжают деятельность по экспертизе и грифованию соответ-ствующие учебно-методические подразделения отраслевых министерств, например, Департамент образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Министерства здравоохранения РФ, Управление науки и образования Федерального агентства по рыболовству и др. Их грифы мы встречаем на учебных изданиях вузов, находящимся в соответствующем ведомственном подчинении.

7. В части среднего профессионального образования. Здесь осуществляется деятельность как со стороны ФУМО по грифованию учебных изданий, предназначенных для реализации образовательных программ СПО, например – ФУМО СПО по УГПС «Социология и социальная работа» [7], так и со стороны общественных объединений, например, международного научного общественного объединения «МАИТ», где создан специальный научно-методический совет.

8. Имеет место издание и использование в образовательном процессе российских вузов учебной литературы с грифом УМО вузов стран СНГ, например, Республики Беларусь. 8. Своеобразными «грифами» выступают записи на титульном листе о рецензентах, как правило, весьма авторитетах специалистов в определенной отрасли знаний. Очевидно, по мнению издательств и авторов, такая запись должна повысить уровень доверия к учебному изданию.

9. В системе высшего образования Дальневосточного федерального округа и Забайкалья многолетнюю практику экспертизы и грифования учебных изданий осуществляет Дальневосточный региональный учебно-методический центр (ДВ РУМЦ), созданный более 20 лет назад приказом Министерства образования РФ. За это период выполнена экспертиза более 5600 учебных изданий, подготовленных в вузах Дальнего Востока, Республики Саха и Забайкалья. И сегодня учебные издания с грифом ДВ РУМЦ используются в 44 вузах региона. К экспертизе учебных изданий привлекаются авторитетные работники высшей школы, институтов Российской академии наук, ведущие специалисты инновационного сектора экономики и социальной сферы не только Дальнего Востока, но и других регионов России. ДВ РУМЦ реализует экспертизу и грифование учебных изданий в соответствии с Положением, утвержденным Минобразования РФ [8] и Порядком получения грифа ДВ РУМЦ [9].

Активную позицию в части грифования учебных изданий в системе ДВ РУМЦ на протяжении последних пяти лет занимают: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова – 226 учебных изданий, получивших гриф ДВ РУМЦ за период 2011-2016 гг., Дальневосточный федеральный университет – 159, Забайкальский институт железнодорожного транспорта - филиал Иркутского государственного университета путей сообщения – 105, Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова – 88, Северо-Восточный государственный университет – 73, Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет – 51, Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского – 42, Хабаровский государственный университет экономики и права – 34, Дальневосточный государственный аграрный университет – 34, Камчатский государственный технический университет – 31, Владивостокский филиал Российской таможенной академии – 30, Приморская государственная сельскохозяйственная академия - 25. Организацией экспертизы учебных изданий в системе ДВ РУМЦ занимается дирекция ДВ РУМЦ совместно с учебно-методическим советами ДВ РУМЦ. Информация о порядке грифования представлена на сайте http://dvrumc.dvfu.ru/.

Используемые источники

1. Для чего нужно грифование учебников и учебных пособий? http://phdru.com/publications/umo/.

2. Сафонов Александр. Гриф, традиционный и современный / Информационно-аналитический журнал «Университетская книга» http://www.unkniga.ru/vishee/6070-grif-traditsionniy-i-sovremenniy.html 29.06.2016 09:47.

3. Грифование учебной литературы вуза https://www.s-vfu.ru/universitet/rukovodstvo-i-struktura/strukturnye-podrazdeleniya/departamentt_quality/mumcnp/grif/.

4. Протокол расширенного заседания президиума Координационного совета по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» по вопросу совершенствования системы подготовки инженерных кадров для кораблестроительных и судостроительных предприятий России, а также для Военно-Морского Флота 2 ноября 2017 г. № 1 г. Санкт-Петербург http://ksid.spbstu.ru/userfiles/files/pdf/documenti_ksid/2017_1103_Protokol--rassh-go-zasedaniya-prezidiuma-itog.pdf.

5. ФИРО. Профессиональное образование http://www.firo.ru/?page_id=2030.

6. Положение о порядке присвоения учебным изданиям грифа учебно-методического объединения Российской академии естествознания (Ассоциации ученых, преподавателей и специалистов) https://rae.ru/ru/publishing/umo.html.

7. План работы федерального учебно-методического объединения в си-стеме среднего профессионального образования по укрупненной группе профессий, специальностей «Социология и социальная работа» на 2016 год http://rgsu.net/netcat_files/multiUpload/Plan%20raboty%20UMO%20SPO%20SRB%20na%202016%20god%20utverzhdennyy.pdf.

8. Положение о порядке присвоения учебным пособиям грифа Дальневосточного регионального учебно-методического центра Минобразования России /согласовано начальником управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Минобразования России Г.К. Шестаковым 15.09.2000 г.

9. Порядок получения грифа Дальневосточного регионального учебно-методического центра на учебные издания, используемые в образовательном процессе образовательных учреждений высшего профессионального образования / Справочное издание: Владивосток изд-во ДВГТУ. – 2010, 11 с.